Современные методики развития танцевального творчества дошкольников Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

 

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ

ТАНЦЕВАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ

И.С.Веселова

ГБОУ СОШ №1 п.г.т.Суходол, структурное подразделение –

детский сад «Алёнушка» Сергиевский район Самарской области

Танцевальное творчество, метод «оживления поз», метод «от жеста к танцу», этапы работы, критерии оценки креативности.

Все современные программы музыкального воспитания дошкольников в один голос утверждают, что творчество должно присутствовать во всех видах детской деятельности. Музыкальные способности вообще часто называют творческими. Это не совсем правомерно. Ведь развитие различных видов слуха это только предпосылки для развития музыкальности ребёнка. А творчество – это отдельный и совершенно самостоятельный вид деятельности.

Педагоги часто увлекаются реализацией в детях своих творческих планов и забывают о творчестве детском. Чем оправдывают такое положение дел в частности музыкальные руководители:

«…Чтобы ребёнок что-то сочинил сам, он должен обладать огромным запасом различных музыкальных навыков и умений, то есть сначала научиться быть исполнителем... »

В этом высказывании содержится распространённое педагогическое заблуждение. На самом деле, дорога творчества пролегает не «потом», а «тут же», «рядом». И поскольку большая часть этой интереснейшей дороги придётся на самостоятельную деятельность детей, без помощи воспитателей и всех специалистов ДОУ музыкальному руководителю не обойтись.

Подступая к этой проблеме, мы сталкиваемся с тем, что ребёнок не может сразу импровизировать танцевальное движение. Ведь это очень сложный кинетический процесс, который состоит из множества перемещений рук, ног, корпуса, головы. Приводится в действие мелкая мускулатура, вестибулярный аппарат, пространственные ориентировки. Дети (особенно в коррекционных группах) с трудом разучивают готовую последовательность движений, где уж тут импровизировать? Какими приёмами упростить и облегчить задачу для детей?

Один из самых эффективных приёмов – «оживление позы». Ведь по сути, танцевальное движение – это развёрнутая во времени последовательность поз. Поза статична, и у ребёнка есть время для обдумывания и корректировки. А когда ребёнок освоил позу, ему будет легче добавлять какие-то мелкие движения рук или ног, чтобы получилось танцевальное движение.

Итак, «оживить свою позу» – значит добавить ей одну (!) лишь деталь: поворот головы, рук, корпуса. Всё, что ребёнок посчитает необходимым для дальнейшего развития своего образа (но только одно, а не всё сразу). Иногда, при оживлении позы, я предлагаю ребятам аксессуары, которыми они могут воспользоваться или нет – на их усмотрение.

Тем самым ребенок видит и учится не только с помощью педагога, но и самостоятельно, добавляя движение рук, некоторые элементы, повороты головы, наклон корпуса из одного уже знакомого движения составлять либо новое движение, либо композицию движений. На этой основе дети учатся импровизировать. Эти импровизации включаются в сюжетные пляски, игры-хороводы, где дети передают своё эмоциональное состояние.

Благодаря систематическому обновлению, пополнению дети многократно повторяют движение или его основной элемент с неизменным интересом. На этой основе выразительность исполнения не только не утихает, но и обогащается, насыщается новыми красками и одновременно с этим гармонично и всесторонне развивается двигательный навык.

Дать представление о разнообразии танцевальных поз поможет лото (набор карточек) «Танцующие человечки». Варианты игр в него очень разнообразны:

· «опиши позу», «повтори позу»,

· «оживи позу»,

· «чья это поза» (какому из предложенных персонажей подходит),

· помоги другу принять такую же позу (игра «Скульптор»)

Дальнейший уровень сложности в данном направлении будет заключаться в создании парных, коллективных поз.

Этапы работы по данной методике таковы:

1. Ввод детей в эмоционально-окрашенную воображаемую ситуацию.

2. Разработка, усложнение и «оживление» позы.

3. Приглашение на творческий танец по желанию.

Хочу подчеркнуть важность первого этапа: введение в эмоционально окрашенную ситуацию. Это важнейшее условие творческого действия. Вот один из моих любимых примеров такого введения:

Творческий танцевальный этюд «Море»

Даже усталый человек, если он оказывается на берегу моря, сразу начинает ощущать, как его усталость куда-то уходит, наступает спокойствие, мир и тишина. Какие звуки при этом слышны? Шум набегающих на берег волн и их откат обратно в море.

Дети несколько раз произносят звук «шшшшшшшшшш». Сначала с усилением динамики, потом – с ослаблением, словно морская волна отхлынула обратно.

Месяц землю серебрит,

Всё спокойно, море спит. (М.А.Давыдова)

Возможное музыкальное сопровождение: Н.А.Римский-Корсаков «Море и Синдбадов корабль» из сюиты «Шехеразада».

Если добавить к своему рассказу соответствующий видеоряд – равнодушных не останется.

В нашем детском саду существует замечательная практика: ежемесячно весь музыкальный репертуар (который имеется в записи)мы отдаём в группу для использования воспитателями, а также предлагаем родителям вместе с красочно оформленными методическими рекомендациями, описанием движений танцевальных композиций и текстом песен.

В результате дети с удовольствием устраивают домашние концерты, самостоятельно составляя их программу из любимых номеров, привлекая к организации всю семью (изготовление афиши, рекламных буклетов, входных билетов, костюмов, декораций и мн. др.).

Ещё одна современная методика Е.А. Горшковой называется «От жеста к танцу». В чём она заключается? Вот пример:

1. Педагог, изображая жест со значением «прошу», выполняет движение корпуса вперед, направляет руку в сторону партнера. Одновременно с движением проговаривается слово «прошу», и мимикой передаётся выражение просьбы.

2. Затем необходимо проанализировать с детьми: какие действия совершались для выразительной передачи изучаемого жеста. А после – повторить вместе. Педагог добивается выразительного интонирования слова в заданном характере. Это придаст исполнению жеста нужную пластическую выразительность.

3. У Е.Горшковой разработано нотное сопровождение этюдов. Поэтому, на третьем этапе проговаривание слов заменяется их пропеванием. А на последнем этапе – напротив – слово пропевается «про себя».

Мы не всегда используем все этапы этой методики, но можем точно сказать, что такие этюды, как «Прошу – не надо», «Иди сюда-уходи», «Вот так встреча», «По секрету всему свету» очень нравятся детям.А после отработки выразительности жестов, ваши воспитанники будут готовы перейти к образным перевоплощениям и танцевальным спектаклям.

Теперь о том, как оценить плоды своего труда в развитии детского творчества? Для этого вспомним ещё одно понятие, которое часто звучит рядом– «креативность». Синонимы ли это, в чём различие этих понятий?

Творчество – это деятельность и её результат (песня, танец, оркестровой произведение) – материальный продукт. Понятие «креативность» ориентировано на личность. Это её новообразования, приобретения, взаимосвязь ума и эмоциональной сферы, творческого воображения и творческого мышления. Так вот, оценивать нужно не продукт – ведь само его появление это чудо. Оценивать нужно именно креативность, тем более что её действительно можно измерить. Для этого можно применить параметры, предложенные американским психологом Д.Гилфордом (назову 4 из 6-и). Увидеть результат своей работы по данным критериям очень легко и удобно.

· беглость – это количественная характеристика - способность генерировать как можно больше идей. Стало быть, в танце это способность применять наибольшее количество поз и движений для передачи музыкального образа.

· гибкость – которую применительно к нашей теме мы определим, как умение изменять положение тела в пространстве, придумывать новые выразительные образы на одну и ту же музыку.

· оригинальность – способность избегать стандартных решений (рассматривается в сравнении показателей детей, когда отбрасываются повторяющиеся решения)

· способность изменять, совершенствовать объект.

Совместно с родителями воспитанников мы изготовили в каждой группе множество атрибутов для танцевального творчества детей: ленты и султанчики для младшего и старшего возраста, цветочки и веночки, флажки и колпачки, осенние листочки и шарфики, ушки и шапочки зверят, платочки, обручи и неозвученные музыкальные инструменты и многое другое.

Как сказал герой известного фильма «Счастье – это когда тебя понимают». Действительно, счастье человека во многом зависит от способности выражать свои чувства, мысли, настроение и, соответственно понимать то, как и почему это делают другие люди. Помогите детям быть понятыми в нашем мире. Пусть они научатся выражать себя, свои мысли и чувства всеми возможными способами, и тогда:«…От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей к красивой жизни и от красивой жизни к абсолютной красоте» (Платон).

Список использованной литературы

1. Гомонова Е.А. Развитие креативности у дошкольников – статья «Музыкальный руководитель» №3 2013. – с 13-18.

2. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Пособие для музыкальных руководителей ДОУ. – М.:Издательство ГНОМ и Д, 2003. – 64 с.

3. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду – М.ВАКО, 2006. – 240 с.

4. Касицина М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и технология работы с детьми старшего дошкольного возраста. – М.:ГНОМ и Д, 2005. – 216 с.

5. Скопинцева О.А. Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников, под ред. Г.В.Стюхиной. – Волгоград:Учитель, 2011. – 111 с.

6. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/ авт.-сост. О.Н.Арсеневская. – Волгоград:Учитель,2011. – 204 с.

7. Танцевальные игры – карточки-пособие для педагогов ДОУ – автор неизвестен