Выявление музыкальной одарённости у дошкольников методом создания проблемных ситуаций Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

 

Выявление музыкальной одарённости у дошкольников

методом создания проблемных ситуаций

Веселова Ирина Сергеевна – музыкальный руководитель

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа №1 п.г.т.Суходол

муниципального района Сергиевский Самарской области

структурное подразделение – детский сад «Алёнушка»

Контактный телефон: 8-927-6055899, e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери,

а не в том, чтобы проталкивать в них ученика.

Артур Шнабель

Согласно современным требованиям ФГОС ДО деятельность дошкольного образовательного учреждения должна базироваться на личностно-развивающем взаимодействии педагога и детей. В связи с данным принципом, основной формой организации педагогического процесса становится проблемная образовательная ситуация, то есть такая форма личностно-развивающего взаимодействия, благодаря которой обеспечивается развитие и саморазвитие личности ребёнка.

Существует много классификаций проблемных ситуаций и методов их создания. В музыкальном развитии дошкольников проблемные ситуации включаются в различные виды музыкальной деятельности (восприятие, пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, творческую деятельность), а также в самостоятельную музыкальную деятельность детей. Именно по ведущему виду музыкальной деятельности в процессе решения проблемы их и удобнее классифицировать.

В начале образовательной ситуации музыкальный руководитель вызывает у детей интерес к ее содержанию, ставит перед детьми проблемную задачу, затем совместно с детьми (или только детьми) проблема решается. Обязательным для образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта). Таким результатом в музыкальном образовании может быть исполнение песни, разученные танцевальные движения, игра на музыкальном инструменте, творческие «находки» в различных видах музыкальной деятельности.

В младшем дошкольном возрасте ситуации решаются посредством использования игровых и проблемно-игровых ситуаций, сюрпризных моментов, яркого и красочного материала, игрушек. Результат всегда будет сопровождаться эмоциональным откликом детей.

В старшем дошкольном возрасте перед детьми ставятся проблемные ситуации, практические и познавательные задачи, требующие решения, создаются сюжетные ситуации, обеспечивающие принятие учебной задачи. Результаты образовательной ситуации музыкальный руководитель будет не только оценивать сам, но и стимулировать взаимную оценку и самооценку деятельности и полученного результата детьми.

Вот несколько примеров проблемных образовательных ситуаций, затрагивающие различные аспекты музыкальной деятельности дошкольников:

Пение. Песенное творчество.

· В караоке-клубе сегодня вечер для любимых мультгероев. Помоги звукорежиссёру подобрать знакомые песни из мультфильмов, а костюмеру – приготовить необходимый реквизит. (Например: Львёнок и черепаха, Кот Леопольд, Красная шапочка).

· К празднику осени мы приготовили 4 песни. Помогите каждую из них сделать особенной, не похожей на другую (в хороводе, парами, с солистом (солистами), с инсценировкой, с реквизитами, стенка на стенку, с движениями и т.п.)

· В сезон простудных болезней проблемные ситуации, связанные с пением, могут нести здоровьесберегающий характер. Например: У Коли заболело горло, а через два дня ему петь сольную песню на празднике. Дай советы Коле, как ему быстро восстановить голос.

Развитию ритмического чувства будут способствовать следующие ситуации:

· В детском саду объявлен конкурс игры на музыкальных инструментах, а привезли к нему только бубны. Сочините музыкальное произведение только для бубнов. (Такое задание потребует от детей знания всех способов звукоизвлечения на инструменте, а также использования нескольких известных ритмоформул).

· Мышиный король украл у оловянных солдатиков барабаны. Остались только палочки. Помоги солдатикам с помощью палочек собраться в строй и выступить с маршем на врага.

Побуждать детей к танцевальному творчеству поможет, например, такая история:

· Учитель бальных танцев Раз-два-трис приехал на семинар русских народных плясок. Помогите ему освоиться: научите его известным вам народным танцевальным движениям.

Ознакомление с серьёзными музыкальными инструментами, которые ребёнок не имеет возможности увидеть вживую и потрогать, будет более глубоким, если предложить воспитанникам следующие задачи:

· Незнайка решил стать композитором и получил свой первый заказ: сочинить военный марш ко Дню Победы. С чего начать Незнайке?

· Фею Сказок пригласили на концерт струнных инструментов. Подбери картинки инструментов, которые будут звучать в этот вечер. Раздели программу на два отделения, объясни свой выбор. Более эрудированных детей можно спросить, почему на афише этого концерта – портрет Антонио Вивальди?

· Очень много дискуссий среди детей вызвало предложение рассадить на сцене симфонический оркестр. В результате – дети сами пришли к выводу, что под рукой у дирижера должны быть его первые помощницы – скрипки, а громогласные медные инструменты должны отойти на задний план, чтобы не заглушать всех. Дальше всех ребята расположили ударные инструменты.

Неоценимую помощь данный метод может оказать в развитии ценностно-смыслового восприятия музыки дошкольниками. Например:

· Семья приехала отдыхать на море, но прогноз погоды за границей звучит на иностранном языке. Прослушай музыкальный фрагмент и скажи: смогут ли русские туристы сегодня пойти на пляж. Объясни свой выбор. Проиллюстрировать «прогноз погоды» помогут произведения Свиридова «Дождик», Равеля «Лодка в океане», Чайковского «Концерт для ф-но №1».

· Золушка готовится к балу. Сегодня она планирует танцевать только вальсы. Прослушай 3 фрагмента и посоветуй, на какой по счёту танец Принцу следует пригласить Золушку.

· Три приятеля планируют свой отпуск. Серёжа хочет отдыхать зимой и планирует съездить на родину Деда Мороза, покататься на русской тройке (Чайковский «На тройке»). Саша хочет поехать к морю, покачаться на волнах (Н.Римский-Корсаков), а Ваня любит активный отдых и собирается отправиться в горы (Р.Шуман «Весёлый крестьянин»). Прослушай три фрагмента и вручи ребятам их заветные путёвки.

Подобные задания помогут детям научиться говорить о том, что они слышат, объяснять свои эмоции и впечатления, анализировать средства выразительности, выбранные композитором для передачи того или иного образа.

Проблемные образовательные ситуации могут быть направлены на решение задач как одного из видов музыкальной деятельности, так и на интеграцию этих видов, и общую музыкальную эрудицию:

· Встретились как-то два великих композитора – Пётр Чайковский и Камиль Сен-Санс. В руках они держали папки со своими нотами. Вдруг налетел ветер, и ноты разлетелись и перепутались. Помоги композиторам найти свои произведения. Иллюстрации «Детского альбома» Чайковского и «Карнавала животных» Сен-Санса дети с увлечением и совместным обсуждением разбирают по двум «нотным папкам».

· В картинной галерее произошла неразбериха. Грузчики неправильно разгрузили картины. Оставь в этом выставочном зале только «Картинки с выставки» М.Мусоргского.

· Кто-то потерял на улице статуэтку с надписью «Лучшему композитору». Прохожие, которые видели этого человека, составили его описание. Узнай композитора.

Метод создания проблемных ситуаций поможет педагогу в игровой форме способствовать социализации воспитанников, моделированию их поведения в обществе:

· Маша очень расстроена. Сегодня мама обещала впервые взять её на концерт в филармонию. Но мама вернётся поздно, и попросила дочку самостоятельно одеться и взять с собой всё необходимое. Помогите Маше собраться в филармонию.

Подобные проблемные ситуации могут быть применены в досугах и развлечениях различной направленности. Целью будет закрепление у детей имеющихся знаний и умений и применение их в новых условиях. Образовательные ситуации можно включать и в самостоятельную деятельность детей — через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, а также посредством привлечения внимания к материалам для исследовательской деятельности и продуктивного творчества.

Таким образом, в процессе личностно-развивающего взаимодействия посредством проблемных ситуаций у дошкольников происходит

· формирование новых представлений и умений в разных видах музыкальной деятельности;

· систематизация и обобщение личного музыкального опыта;

· развитие познавательных потребностей и творческих способностей;

· формируются основы музыкальной культуры и ценностно-этические представления.

Каким же образом метод создания проблемных ситуаций помогает выявить одарённых в различных видах музыкальной деятельности детей? Указанные выше проблемные ситуации могут иметь разные уровни решения. М.И. Махмутов в своей «Теории и практике проблемного обучения» условно выделяет четыре уровня проблемного обучения:

1. Уровень обычной активности.

2. Уровень полусамостоятельной активности.

3. Уровень самостоятельной (продуктивной) активности.

4. Уровень творческой активности.

Уровень обычной несамостоятельной активности – это восприятие воспитанниками объяснений педагога, усвоение образа умственного действия в условиях проблемной ситуации, выполнение самостоятельных работ, упражнений воспроизводящего характера.

Уровень полусамостоятельной активности характеризуется применением усвоенных знаний в новой ситуации и участием детей в совместном с педагогом поиске способа решения поставленной учебной проблемы.

Уровень самостоятельной активности предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, когда ребёнок применяет усвоенные знания в новой ситуации, конструирует решение задачи среднего уровня сложности, путем логического анализа доказывает гипотезы с незначительной помощью педагога.

Одарённый ребёнок достигнет высшего уровня - уровня творческой активности, который характеризует выполнение самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа, открытия нового способа решения, самостоятельного доказательства. На этом уровне делаются самостоятельные выводы и обобщения, изобретения; здесь же имеет место и художественное творчество.

Список использованной литературы:

1. Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве // Управление ДОУ. – 2008. № 6

2. Нищетова С. И. Проблемно-поисковые методы обучения в классе основного музыкального инструмента // Наука и школа. - 2011. - N 1. - С. 76-78.

3. Организация, проведение и формы музыкальных игр. Интеллектуально-творческое развитие старших дошкольников в музыкально-игровом пространстве/ авт.-сост. И.П.Равчеева. – Волгоград: Учитель, 2014. – 41 с.

4. Пенькова Г. Н. Новые педагогические технологии в образовании дошкольников // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2011. - N 2. - С. 108-113.

5. Развитие социального интеллекта у детей 5-7 лет в музыкальной деятельности / авт.-сост. М.А.Федосеева. – Волгоград: Учитель, 2015. – 55 с.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М., 1998. - 185 с.

7. Современные технологии образования дошкольников / авт.-сост. Е.В.Михеева. – Волгоград: Учитель, 2015. – 222 с.